Пишем так, чтобы не оторваться

Правило пяти слов и
другие фишки хорошего текста
Написать текст несложно, если знаешь, с чего начать
В годы своей журналистской практики не раз сталкивалась с классическим примером неудачного захода в текст. Например, автор пишет о ЧП или серьезной аварии и начинает с того, кто, во сколько и куда позвонил — в "Скорую", пожарную службу или по номеру 02. А потом — кто и когда выехал на вызов. И где-то в глубине второго абзаца выясняется, что вообще-то в результате ЧП пострадали или погибли люди. И это очень плохо. Как с точки зрения события, но тут, увы, никто не застрахован, так и с точки зрения текста. И это исключительно авторский косяк.
Правила хорошего текста важны не только в журналистике. Конечно, гарантий, что вашу новость или пост в соцсетях дочитают до конца, нет — может не совпасть тональность, стилистика, настроение, в конце концов. Но минимизировать риски можно и нужно.
И прежде чем написать хотя бы строчку, нужно ответить себе на три вопроса:
  • для кого вы пишете текст — кто является целевой аудиторией?
  • с какой целью вы пишете текст?
  • зачем вашему читателю этот текст?
Для постов в соцсетях есть еще и четвертый вопрос — каким будет целевое действие? То есть что читатель должен сделать после прочтения — оставить комментарий, заказать услугу, прислать фотографию на конкурс.
А теперь можно и подумать, с чего начать. Всю жизнь работая с текстами, я интуитивно считала, что первое предложение решает если не все, то очень многое. За последний год вывела для себя правило пяти слов и все свои тексты в Инстаграме оценивала прежде всего по этому критерию — цепляют первые 5 слов читателя или так себе получилось.

Давайте на конкретных примерах разберем — вот первые 5 слов в разных ситуациях.
Новость о смертельном пожаре
В 3 часа утра поступил звонок...
или
Ночной пожар унес жизнь пожилого...
Текст про мать-героиню
Каждый год праздник 8 Марта...
или
Когда Татьяна родила шестого сына...
Текст про акцию в магазине
На этой неделе в нашем магазине...
или
Только 2 дня скидка 70% на...
Заметна разница? А казалось бы, всего лишь пять слов. Пусть именно этот прием будет нашей фишкой № 1. Согласитесь, работает?

Вообще одних только способов интересно начать статью или пост наберется с десяток. Поговорим об этом в следующий раз. А сегодня — несколько идей, которые прямо сейчас помогут улучшить любой ваш текст.
Пишите проще, без наворотов
Текст должен быть понятным. Даже если вам страшно хочется впихнуть в предложение красивое слово "бифуркация" (знаете, что означает?), воздержитесь. Читатель точно не полезет в словари и с большой долей вероятности, споткнувшись о непонятные ему термины или слишком глубокие образы, пойдет искать тех авторов, которые разговаривают с ним на одном языке.
"Пишите так, словно рассказываете историю подружке или близкому человеку" — справедливое правило. Одно из первых, которому меня научила мой первый редактор.
Будьте конкретнее
Абстрактные, расплывчатые и, по сути, ничего не значащие формулировки в текстах встречаются гораздо чаще, чем вы думаете. Богатый опыт, емкость для напитка, команда профессионалов, многолетняя история, стихийное бедствие — это все из серии абстракции. Звучит вроде бы солидно, но ровным счетом не несет никакой полезной информации.

Как вам понятнее?

Богатый опыт или 20 лет на рынке недвижимости
Емкость для напитка или зеленая чашка для кофе
Стихийное бедствие или землетрясение силой 5,6 балла

Не заставлять читателя догадываться о том, что вы имели в виду — признак уважения. Конкретика делает ваши тексты полезнее и эффективнее. Конечно, если мысль не несется вскачь, словно пришпоренная лошадь.
Сделайте структуру, логику и абзацы своими союзниками
Текст ведет читателя из точки А в точку Б — например, от получения информации о продукте к его покупке или от констатации факта к пониманию сути произошедшего. Поэтому вы должны четко понимать структуру своего текста:
  • привлечь внимание помогают заголовок и первые строчки
  • захватить внимание — задача вступления
  • удержать внимание и донести главную мысль можно в основной части текста
  • заключение обеспечит нужную реакцию читателя

Хороший текст всегда разбит на смысловые части, а доказательством вашей мысли служат не абстрактные рассуждения, а цифры, факты и живые истории.

Для удобства читателя можно использовать буллиты, маркированные списки, выделение важной информации, подзаголовки. И обязательно разбивайте текст на абзацы — читать "простыню" , где глазу не за что зацепиться, вряд ли кто-то будет.
Задайте ритм
Монотонный текст, похожий на убаюкивающее бубуканье, наверняка не вызовет особого интереса. Гораздо лучше, когда живенько. Добиться этого помогают предложения разной длины. Среднее предложение, два коротких, одно длинное, два средних, одно короткое, два длинных — именно так вы создаете ритм текста. Заметьте, это — не формула, варьируйте длину предложений как вам вздумается, хаотично — словно вы пишете музыку словами.
Получите реакцию
В своем тексте вы можете управлять даже читательской реакцией. Нужно конкретное действие — не бойтесь попросить об этом: можно предложить поделиться своим опытом по теме статьи, оставить комментарий, задать вопрос, поставить лайк, поделиться текстом / постом с друзьями, которым он тоже может быть интересен.
Если вы хотите получить эмоции, используйте такие приемы, как неожиданный или малоизвестный факт, "золотая" цитата, элементы сторителлинга. Хотя нет, сторителлинг обсудим отдельно ;)
И наконец, вишенка на торте. Или клубничка. В общем — заголовок

На личном опыте знаю: если написала заголовок в первую очередь, потом всяко буду переделывать. Сперва должен родиться текст и его нужно перечитать пару раз, оставить отлежаться хотя бы на часик, а потом приступать к заголовку. Идеально, если он будет одновременно привлекательным, полезным и отвечающим на читательский запрос. Подборку идей для крутых заголовков подготовим отдельно, а пока делитесь этой статьей в своих соцсетях, если она была полезной.

Друзья, вы можете поделиться этим текстом в своих соцсетях, если считаете, что он может быть полезен кому-то еще. Будем признательны за репосты.